История и термины граффити
История граффити в терминах. Или инструкция для новичков.
На данный момент большинство начинающих граффити райтеров обращают своё внимание именно на культуру бомбинга, из-за его экстремальности, относительной простоты стиля и броскости, которая позволяет художнику донести свою идею до окружающих людей. Однако, очень мало кто обращает свое внимание на оттачивание техники и стиля, позволяющей выполнять качественные высококлассные работы. Для простоты обратим ваше внимание на несколько терминов, обязательных для знания любому начинающему граффити-художнику.
Той – малоопытный начинающий райтер, как правило, неимеющий культурного воспитания и часто проявляющий склонность к порче чужих работ. С творческой точки зрения не представляющий из себя абсолютно ничего интересного, но считающий, что земля вертится вокруг него. Как правило, любой из вас обязательно найдет кого-то подходящего на эту роль из своих знакомых (любит байтить (копировать) чужие работы и выдавать за свои), не имеет желания совершенствовать свои граффити-навыки.
Чикокер – также начинающий, но немного "продвинутый" той, который уже прочитал историю граффити и начал интересоваться этой культурой. Рисовать чикокер также практически не умеет, однако уже слышал о такой краске как Монтана. Чикори любят фотографироваться в темных банданах с банками Монтаны в руке, считают себя опасными гангстерами, косят под бомберов, однако пройдет немало лет, прежде чем чикокер станет полноценным членом граффити-сообщества. Основной стиль поведения - позерство.
Бомбер – райтер экстримал, выполняющий свои работы (куски или бомбы) в особо трудных и заметных для прохожих местах (стены, жалюзи, крыши, фриджи, собаки, фургоны и т.д.). Как правило, бомбер владеет техникой быстрого рисунка, и вполне способен удрать от милиции. В России достаточно большое количество команд, занимающихся бомбингом, но для меня символами этого направления стали две знаменитые команды За4ем?! ( Москва) и 158 (Питер). Культура бомбинга предполагает повышенную опасность (как возможность физических травм, так и вопрос контакта с милицией или конкурентами из другой команды). Наиболее престижно выполнять свои работы на действующих составах ЖД в России и заграницей. А высший пилотаж – “сделать метро” – выполнить работу на строго охраняемом стратегическом объекте, что сопровождается очень высоким риском. Настоящий бомбер, имеющий неповторимый стиль, не боящийся преград и препятствий - уважается коллегами. Главная задача бомбера – как можно большее количество работ, всюду где можно и нельзя, отчего они вызывают особую агрессию милиции на себя.
Особенность стиля – часто простые шрифты (не всегда) выполненные хромом и черным. Однако это классическая схема, которая вовсе не является обязательной, но выглядит эффектно и привлекает внимание. Хочется обратить внимание, что количество работ не имеющих характерного стиля, как правило неопределяет "крутизну". Главная ошибка многих бомберов, особенно в России - в погоне за количеством, все забывают про качество.
Райтер – художник занимающийся выполнением сложных работ, состоящих из 5 и более цветов. Работа райтеров не так часто сопровождается риском, как работа бомбера, однако по определению более качественна, т.к. затраченное время несопоставимо (работа бомбера от 3 до 20 минут, а работа райтера от 2-х часов до нескольких дней)
Стили райтинга и бомбинга:
- -Бабл стайл
- -Photoreal
- -Блокбастер
- -Персонажи (встречается и в бомбинге)
- -Флоп
- -Wild style
- -Практически все работы на поездах
- -3D
- -Messiah
Отношения райтеров и бомберов не всегда безоблачны, т.к. регулярно встречаются случаи, в которых описываются столкновения команд, перекрывающих работы друг друга. Тут введу еще пару терминов – бафить ( перекрывать чужой кусок) и тоить ( ставить свое имя на чужой работе). Если вы начинающий, ни в коем случае даже не пытайтесь делать ни первого ни второго, т.к. рисуете пострадать от рук автора (бывает все доходит до очень серьезных ситуаций, так что подумайте о своем здоровье) и потерять уважение среди других райтеров. Главная особенность райтинга – высокое качество работы.
Райтинг - имеет множество различных сторон – для райтера важно умение создавать грамотный эскиз, подбирать цвета, находить место, где работа будет лучше всего смотреться, а также само умение переносить эскиз на стену. Новичка как правило легко вычислить по отсутствию профессионального почерка, который присущ каждому райтеру – какой-то определенный стиль или элемент работы, повторяющийся от куска к куску. Самой важной частью подготовки к работе на стене является эскиз (скетч), каждый элемент которого должен гармонировать с другими. Лучше продумать, как вы будете переносить работу на стену заранее – найти соответствующее место, выбрать наиболее удобную точку. Для начала затрону тему поиска места. Райтинг отличается от бомбинга более высоким качеством работы, на что соответственно требуется больше времени. Рекомендую использовать заброшенные бетонные заграждения, развалины домов или объекты на пустырях для отработки техники, тем более, маловероятно что там вы нарветесь на милицейский патруль, но никогда не ходите поодиночке. Не стоит пытаться выполнить “шедевр” на охраняемых территориях. Если ваш уровень поднялся настолько, что ваша работа может заинтересовать людей – ищите место, на которое открывается хороший вид (бетонные стены вдоль различных дорог, заграждения вдоль железных дорог, мосты, верхние этажи недостроев. Однако помните самое дорогое – ваше здоровье, не рискуйте понапрасну – если вы видите, что объект вызывает у вас сомнения – не стоит пытаться). При поиске места высматривайте пути возможного отхода, и места где можно спрятаться от ментов.
Стена – ваш лист. Важно подбирать стену с качественным покрытием – разбитые кирпичные стены не подойдут, идеальный вариант чистая бетонная стена. В чистый, не исписанный бетон грунт впитывается быстрее – в зависимости от типа и марки (можно использовать Мастику или обычный грунт для стен). Не приступайте к работе, если видите, что грунт не высох – он мгновенно поглотит вашу краску. Ни в коем случае НЕ РАЗБАВЛЯЙТЕ ацетоном грунт, т.к. это намного повысит время высыхания. Эмаль разбавлять в пропорции 1 к 12, не более. Для грунтования подойдет велюровый или паралоновый валик. Рекомендую брать валики с длиной не менее 10 сантиметров, иначе ваше грунтование растянется на долгое время. Помните, что при грунтовании краска неизбежно попадет на вашу одежду (проверено), поэтому обзаведитесь тряпичным защитным комбинезоном. По виду он напоминает марлевый костюм, однако его волокна почти не пропускают краску. На ноги лучше одеть обувь с бахилами (5 рублей в аптеке) или старые кеды. Грунтуйте с силой нажимая на валик (так краска распределится ровнее и прокроет стену лучше). Важно дать стене подсохнуть не менее 20 минут. Идеальный вариант – стена прогрунтованная 2 раза – качество подготовленной поверхности будет выше.
Помните, выходя на дело, лучше взять с собой 1000-1500 рублей. На случай если вас задержит милиция, как вариант можно показать скетч бук и то как хорошо вы рисуете. Если патруль принципиальный, то вам неповезло. Не всегда нужно убегать, так как если вас догонят, рискуете пострадать.) Перенос эскиза на стену. Лучше набросать кусок на стене баллоном нейтрального по отношению к композиции цвета. ( серый, бежевый, нежно зеленый и т.д) что позволит вам с легкостью устранить косяки при разметке. Размечать можно по квадратам – отмеряете на эскизе пару сантиметров, а далее просто сохраняете пропорции на стене (важно для начинающих). Далее по плану идет заливка. На заливку не обязательно использовать дорогую краску. При заливке следите за сохранением целостности композиции – так как от заливки зависит качество вашей работы (на заливку рекомендую подбирать мягкие цвета, ведь как правило акцент в работе делается на контурах). Очень интересно выглядит заливка, созданная с помощью трафарета, так как можно сочетать мягкость ручной линии с жесткой гранью трафарета. Дальше переходите к созданию тени или объема, но старайтесь не залезать на заливку. Тень должна падать в определенную сторону, для создания эффекта реалистичности. Игрой объема можно создавать различные эффекты, создавая иллюзию реального объекта. На создание контуров следует использовать максимально качественную краску, позволяющую менять кэпы ( насадки). На своем опыте убедился, что для этого в райтинге следует использовать баллоны с низким давлением, не текущие и не плюющиеся краской. Обязательно возьмите с собой губку для мытья посуды – и ей убирайте подтеки на работе. Для создания идеально прямой линии воспользуйтесь бумажным скотчем ( рвется руками, а бобина при цене в 50-100 рублей содержит не меньше 20 метров скотча). Если в работе понадобилось создание круга, найдите тонкую веревку ( веревки из пластмассовых волокон или из растительных, толщиной не более 6 мм), и сделайте петлю на верхнем кольце баллона. ( в том месте где начинается сужение) После этого другой конец веревки прижмите к стене и вращайте баллон с петлей. В случае, если вам понадобиться прорисовка очень тонкого элемента, рекомендую напылить краску в любую емкость и воспользоваться ватными палочками (позволяет создать множество интересных эффектов). Не будьте скучны, используйте любые подручные средства для создания интересной работы. Теперь по подробнее о главном инструменте райтера – банке (баллоне). Разделяют несколько типов – автолаки, краска для декора и профессиональная краска для граффити. Ввиду разной финансовой возможности, рекомендую освоить все типы аэрозолей, т.к. опыт полезен, а наработанная техника – ваше все. Автолаков великое множество, перечислить все не возможно, однако отмечу несколько знаменитых, проверенных временем спреев: (свои оценки буду выставлять по 10 бальной шкале, и не несу ответсвенности за данную информацию, которая является сугубо моим мнением) Motip ( тип кэпа: мама, давление среднее, пигментация 4, укрывистость 4, в умелых руках течь не должна), Dupli-Color ( суррогат завода Motip-Dupli, кэп – папа, давление низкое (периодически плюется краской), пигментация 3,5, укрывистость 4. ColorWorks ( краска завода Motip-Dupli. Качество выше среднего, Пигментация 4,5, укрывистость 6. Ну и наконец короли райтинга – знаменитый аэрозоли марок Montana (Германия), MTN (Испания). Эти марки имеют обширные линейки аэрозолей для различных целей. Но поскольку статья о райтинге, расскажу поподробнее о каждой краске из класса профессиональной.
Montana Black – легендарная краска из Германии. Обладает отличным давлением как для райтинга так и для бомбинга, кэпы позволяют регулировать толщину линии, и всячески обогащать вашу работу. Около 25 видов подходящих к этой краске кэпов. Палитра 187 цветов. Класс Премиум. Отмечу, что эта краска обладает приятным миндальным запахом и высокой укрывистостью, идеальный выбор для граффити. Стандартная емкость 400 мл.
Основные типы кэпов: Скинни (тонкий) - для создания тонких линий, для контуров и мелких деталей. Данный кэп как правило низкого давления, и часто забивается, так что иметь в запасе десяток другой – полезно. Фэт кэп (широкий) - широкий кэп для бомбинга или заливки больших площадей. Если распылять с расстояния 30 сантиметров, можно добиться создания мягких переходов между цветами. Аутлайн кэп - для создания внешних линий рисунка. Софт кэп (мягкий) - для создания плавных цветовых переходов. Астро кэп - самый широкий кэп, хорошо подходит для быстрой заливки больших поверхностей и создания переходов.
Внимание, для каждого вида краски лучше покупать кэпы предусмотренные производителем, для достижения наилучшего результата.
Техника безопасности. Любая краска в аэрозолях во время распыления выбрасывает в воздух пары ацетона и мелкие частицы краски, которые вредны и даже опасны при вдыхании. Для защиты рекомендуется использовать различные виды респираторов и полумасок типа СИЗОД – средства индивидуальной защиты органов дыхания. Если вы рисуете на улице, вполне подойдет противопылевой респиратор, однако в помещении лучше воспользоваться полумаской с фильтрами против аэрозолей (рекомендую полумаски фирмы 3M).
3M– данная фирма имеет несколько линеек средств защиты органов дыхания, в том числе и пригодных для занятия граффити. Например, серия 3M 6500, 6600, 6200, 7500. Каждая из этих полумасок состоит из самой маски, фильтров и предфильтров. Конечно, цена не будет низкой, но здоровье важнее. Так как пары аэрозолей могут вызвать помутнение сознания (читайте на банке с краской), и множество тяжелых заболеваний.